Новости
Хирурги против дронов

Врачи Новосибирской областной больницы продолжают оказывать специализированную медицинскую помощь участникам специальной военной операции. Речь идёт о тяжёлых ранениях, при которых требуется выполнение сложных операций именно в условиях многопрофильной клиники. Цель наших специалистов - в каждом случае, когда это возможно, помочь человеку, получившему боевую травму, не стать инвалидом, а вернуться к нормальной жизни.
Так, мультидисциплинарная хирургическая бригада Областной больницы занимается спасением руки 35-летнего мужчины, который был ранен во время атаки дроном. Осколок гранаты, прикреплённой к дрону, не просто сломал руку бойцу, а, повредив артерию и локтевой нерв, застрял в нём.
В столь непростой ситуации необходимо было не только аккуратно извлечь осколок и закрыть большую рану новой кожей, но также «вернуть к жизни» повреждённый локтевой нерв, чтобы рука могла полноценно функционировать. Над решением этой задачи в операционной работали одновременно нейрохирурги Ильяс Кадырович Кылданов и Алёна Николаевна Задоя, а также пластический хирург Максим Михайлович Цегельников.
- Поскольку часть нерва оказалась оторвана, нам необходимо было нарастить утраченную длину. Для этого мы взяли тонкую суральную веточку подкожного нерва, которая проходит вдоль икроножной мышцы, сложили её втрое, чтобы она стала нужной толщины, и вшили в место разрыва. То есть фрагмент нерва из ноги пересадили в руку. Сразу уточню: на функции ноги это никак не отразилось. Зато обеспечит возможность сгибать и разгибать пальцы ладони, также избавиться от гиперестезии, то есть повышенной чувствительности в руке: из-за травмированного нерва любое прикосновение к ней вызывало у пациента ощущение, подобное удару током, - рассказывает врач-ординатор отделения нейрохирургии Алёна Задоя.
Чтобы соединить фрагменты тонких нервных волокон, нейрохирурги задействовали операционный микроскоп с шестикратным увеличением. Это был первый этап операции.
Затем за дело взялись пластические хирурги. Им предстояло закрыть два больших кожных дефекта на месте ранения - на ладони и на предплечье. Для этого хирургам потребовалось выполнить сложное «перемещение» кожных лоскутов с места на место.
Как пояснил заведующий отделением пластической хирургии Максим Михайлович Цегельников, для двух этих участков руки требовалась кожа разного «качества». Для ладони нужен был обязательно лоскут с питающими его кровеносными сосудами. Такой фрагмент взяли с предплечья и пересадили на ладонь. А оголённый участок на предплечье, который стал «донором» для кисти, закрыли фрагментом кожи с живота, поскольку он по анатомическим свойствам идентичен коже рук.
Операция длилась шесть с половиной часов. И это только первый этап лечения. Через месяц пациент должен вернуться в клинику для проведения следующей операции: необходимо будет восстановить повреждённые сухожилия, чтобы пальцы начали сгибаться и разгибаться. Затем предстоит активная реабилитация повреждённой конечности.
- Очень много в реконструктивной хирургии зависит от этапа реабилитации. Если пациент будет следовать нашим рекомендациям и разрабатывать руку, то велика вероятность, что она полностью восстановится и станет здоровой, как до ранения. Как много времени нужно для этого? У всех по-разному. У одних пациентов это происходит через 4-6 месяцев, у других через два года. В любом случае имеет смысл не отчаиваться и продолжать реабилитацию, - предупреждает Максим Цегельников.

